Центр текстологии и стиховедения ИРЯ РАН

[Главная страница Центра текстологии и стиховедения]


Софья Старкина (Санкт-Петербург)

О некоторых вопросах текстологии авангарда
(на примере текстологии Велимира Хлебникова)

План-конспект доклада


1. Необходимость выделения текстологии авангарда как особого направления в текстологии. Неразработанность текстологии авангарда. Ее зависимость от эдиционной практики.

2. Общие проблемы текстологии авангарда с текстологиями средневековой литературы, литературы нового времени, модернизма:

2.1. Проблема установления текста как одна из основных проблем текстологии.

2.2. Проблема отсутствия универсальных текстологических принципов.

2.3. Проблема «сотворчества» издателей. Понятия «извода» и «издательской легенды».

2.4. Проблема изменяющегося культурного контекста.

3. Специфические проблемы текстологии авангарда:

3.1. Изменение типа творчества и позиции автора по отношению к собственному творчеству. Сходство в этом пункте с текстологией модернизма (жизнетворчество, установка на эпатаж, визуализация мистического опыта, аффективных, экстатических состояний, различного рода мистификации, эзотеризм, установка на многозначность текста).

3.2. Расширение понятия «литературный текст» и расширение круга публикуемых произведений. Проблема отнесения текста к художественному / нехудожественному, поэзии / прозе и т.п.

3.3. Изменение жанровой природы текста (изменение жанровой иерархии, появление синтетических жанров, монтажный принцип организации текста). Проблема отнесения текста к отрывку / целому, законченному / незаконченному, стихотворению / поэме и т.п. Академическое издание авангардистов — contradictio in adjecto?

3.4. Захват в сферу текста традиционно нетекстовых элементов (графика, опечатки и т.п.).

3.5. Изменение понятия книги. Отказ от обязательной формы кодекса, т.е. книги прямоугольной формы в виде сфальцованных листов бумаги, заключенных в обложку (могут быть книги непрямоугольной формы, книги-свитки, листовки, съедобные книги и т.п.). Новые, нетрадиционные средства и материалы для письма трансформируют стратегию создания текста.

3.6. Изменение семантически значимого / нейтрального в тексте для писателя-авангардиста и современного читателя.

3.7. Проблема доверия издателя и редактора к авангардному тексту.

4. Некоторые частные проблемы текстологии Хлебникова.

[Главная страница Центра текстологии и стиховедения]