Семинар «Теория и практика авторской лексикографии»

Семинар «Теория и практика авторской лексикографии»

[Титульная страница семинара]

24 апреля на очередном заседании семинара с докладом «История слова БЫТИЕ в новой и новейшей русской поэзии» выступила д. ф. н. Н. М. Азарова.

















История слова бытие в поэзии была представлена в связи с изменением поэтических стратегий, а также в связи с изменением поэтических поколений как парадигм культуры. Доклад был сделан на основании анализа «Словаря языка русской поэзии XX века» и дальнейших поэтических текстов второй половины XX века, в том числе новейших текстов последних лет. В исследовании использовался также метод лингвистического эксперимента: был проведен опрос 70 современных русских поэтов.

История лексемы бытие в поэтических текстах XX – начала XXI века была представлена как история борьбы с пометой поэтизм. Под поэтизмом понимается сегмент текста, однозначно опознаваемый в широкой культурной традиции как принадлежащий к «образцовому» поэтическому дискурсу.

Были рассмотрены такие формулы, как бытие и единое, бытие и сущее, быт – бытие, бытие – сознание, бытие – событие; оппозиция бытие - бытиё, а также такие аспекты, как исчисление бытия, геометрия бытия, восстановление глагольности в бытии, семантизация рифм бытия – я, бытиё – моё и др.

Ключевые лексемы, такие как бытие, изменяют свой статус на протяжении 100–150 лет несколько раз. Они сначала вводятся в поэтический язык, при этом происходит расширение их семантического объема, затем они превращаются в поэтический штамп, и метаязыковая рефлексия поэтов редуцирует их таким образом; затем они снова могут появляться в поэтическом языке, причем их семантический объем расширяется за счет междискурсивного взаимодействия (например с философским текстом); в случае бытия это взаимодействие осложняется превращением термина бытие из философемы в идеологему в марксистской терминологии (бытие и сознание); далее поэзия принимает на себя на некоторое время ответственную роль в развитии философского термина, но затем, через десятилетие бытования этого термина в языке, он снова превращается в поэтизм, хотя и в новом значении, и снова принимает на себя запрет в употреблении, но уже у нового поколения поэтов, что не исключает дальнейшего переосмысления либо термина, либо его производных.