Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»

(Руководитель — д.ф.н.  Н. А. Фатеева)

[Текущие заседания]

03 марта состоялось совместное заседание семинаров «Проблемы поэтического языка» и «Теория и практика авторской лексикографии», посвященное памяти Н. А. Кожевниковой, на котором прозвучали следующие доклады:
1. С. И. Гиндин. Н. А. Кожевникова: попытка портрета, научного и человеческого.
2. Е. В. Джанджакова, Л. М. Грановская. Воспоминания о Н. А. Кожевниковой.
3. Е. Ю. Кукушкина, Е. Д. Илькаев. Словарь как семиотическая форма.














Первым на заседании с докладом «Н. А. Кожевникова: попытка портрета, научного и человеческого» выступил С.И. Гиндин. Он отметил разнообразие филологических проблем, которыми занималась Н. А. Кожевникова. Ею созданы новаторские и фундаментальные труды, в которых подробно описываются все уровни языка художественной литературы: звуковая организация текста, паронимическая аттракция, различные характеристики словоупотребления в поэзии и прозе, образная структура художественного текста и идиостиля, синтаксис художественного текста. При этом докладчик выделил в качестве лейтмотива ее научного творчества изучение типов повествования в русской литературе.
Затем с воспоминаниями о Н. А. Кожевниковой, подготовленными совместно с Л. М. Грановской, выступила Е. В. Джанджакова.
В заключение семинара с научном докладом «Словарь как семиотическая форма» выступили Е. Ю. Кукушкина, Е. Д. Илькаев. В докладе словарь рассматривался как способ организации и исследования языкового материала, а также как композиционная форма научно-популярного, научно-художественного и публицистического текста. Докладчики отметили появление квазисловарных форм в изобразительном искусстве («Лексиконы» Гриши Брускина), черты словарности в поэзии («Картотеки» Льва Рубинштейна), мемуарной и художественной прозе («Записи и выписки» М.Л. Гаспарова, «Хазарский словарь» М. Павича, «Невыносимая лёгкость бытия» М. Кундеры). По мнению докладчиков, всё это позволяет говорить о словаре как семиотической форме, занимающей важное место в культуре XX ‒ начала XXI в. в целом.