Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»

(Руководитель — д. ф.н. Н. А. Фатеева)

[Текущие заседания]

10 мая 2011 года на семинаре с докладом «Особенности артикулирования стихотворного текста в пении» выступил дирижер Оперного театра Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, профессор кафедры оперной подготовки П. Б. Ландо.











Докладчик кратко изложил некоторые принципы органического единства Слова и Музыки в опере, систематизировал звуки русского языка по степени их «пропеваемости» и отметил, что в опере соблюдаются все орфоэпические нормы языка. Затем П.Б. Ландо показал, что гласные произносятся в пении иначе, чем в поэтической речи, так как на работу артикуляционного аппарата певца влияет темп, тесситура, ладово-интервальные и тембровые особенности пения. Докладчиком было на примерах доказано, что внутри цепочки гласных движется одновременно другой язык — язык музыки. По мнению П.Б. Ландо, особенностью произнесения согласных в вокале является их ритмизация и примыкание к гласным звукам. На примере русских народных песен докладчик выявил специфику соединения слова с мелодией и сформулировал термины вокальной артикуляции. Изложенная теория является проверенной на практике основой для методики обучения. На примере оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» было статистически подтверждено, что в более чем 60% случаев слово в пении выявляется только через структурные единицы мелодии (мотив, фразу, предложение) и трактуется певцом, как правило, через музыкальные исполнительские приемы (штрихи, нюансы, акценты). П.Б. Ландо пришел к выводу, что имеются весомые аргументы в пользу существования особого явления русского языка — певческой речи.