Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»

(Руководитель — д.ф.н.  Н. А. Фатеева)

[Текущие заседания]

25 ноября 2014 года с докладом «Поэзия и кинестезия, или Что нам делать с телом поэта?» выступила кандидат психологических наук И. Е. Сироткина.














В начале сообщения исследовательница отметила, что ее доклад можно условно отнести к области поэтической антропологии. В докладе телесность поэта рассматривалась через понятие кинестезии – «шестого» чувства движения, мышечного чувства: оно есть у всех людей, но у тех, кто много и с удовольствием двигается, развито лучше. В качестве примера были приведены поэты авангарда, для которых динамика, энергия, витальность стали не только жизненным кредо, но и образом жизни. И. Е. Сироткина напомнила, что Андрей Белый был отличным гимнастом, Владимир Маяковский боксировал и танцевал, Анна Ахматова занималась йогой, а Василий Каменский пилотировал. Докладчица особо выделила тот факт, что Виктор Шкловский – сам ловкий и сильный – обогатил литературную теорию такими понятиями, как приём, ощутимость или осязаемость мира, происходящими из области телесной, кинестетической. Она рассказала, что Шкловский писал о мышечном чувстве как способе выйти из повседневного автоматизма и обновить восприятие мира. В его собственной эпистемологии знание-прием, знание-как не было иерархически подчинено знанию-что – вербализованному, теоретическому.
И. Е. Сироткина высказала предположение, что художники авангарда, любившие движение, танец, спорт, театр и цирк, заложили в начале ХХ века основания такого взгляда на поэзию, при котором она нераздельна с кинестезией. В заключение докладчица представила собравшимся свою книгу «Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников»(Санткт-Петербург, 2014), где все высказанные ею положения изложены более подробно.