Семинар «Теория и практика авторской лексикографии» (14.02.2023)

14 февраля 2023 года состоялось онлайн-заседание семинара «Теория и практика авторской лексикографии». С докладом «Лексикографическая школа Б. А. Ларина и "Словарь языка Ломоносова"» выступил канд. филол. наук С. С. Волков (ИЛИ РАН). 

[Видеозапись доклада]

Аннотация доклада

Проф. Б.А. Ларин выдвинул и постарался на практике воплотить целый ряд новых идей, прежде всего в исторической, диалектной и писательской лексикографии. Корни Ларинской школы уходят в 30-40-е годы XX в., когда в стенах Института языка и мышления имени Н.Я. Марра Академии наук СССР им была впервые выдвинута идея создания Древнерусского словаря. Таким образом, с одной стороны, Ларинская лексикографическая школа связана с русской академической лексикографией, а с другой – это неотъемлемая часть Петербургской университетской лингвистической школы (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Е.Д. Поливанов, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, Л.Р. Зиндер и др.). 

История и система научных взглядов Ларинской филологической школы уже получили подробное описание в научных трудах и воспоминаниях учеников и последователей проф. Б.А. Ларина: Л.С. Ковтун, А.С. Герда, Л.А. Ивашко, Л.Я. Костючук, И.С. Лутовиновой, В.М. Мокиенко, Д.М. Поцепни. Главными достоинствами, яркими отличительными чертами научной школы Б.А. Ларина следует назвать общий филологизм, историзм, семантизм и лексикографизм. Последнее, наверное, самое важное, так как система теоретических концепций, подходов и оценок, свойственная Ларинской филологической школе, складывалась на протяжении многих лет в процессе практической работы над научно-лексикографическими проектами в Межкафедральном словарном кабинете (МСК) им. Б.А. Ларина филологического факультета СПбГУ – «Словарем автобиографической трилогии М. Горького», «Псковским областным словарем с историческими данными», «Словарем обиходного языка Московской Руси», «Словарем русских говоров Низовой Печоры» и другими. Сформировалась особая разновидность словаря – словарь ларинского типа, в котором его полнота («неограниченная» полнота) реализуется по четырем главным параметрам: словнику, семантическому описанию, цитации, грамматической и стилистической квалификации. Научное наследие проф. Б.А. Ларина, достижения Ларинской школы – «школы новых идей» вдохновляют участников словарных проектов в иных научных центрах, в том числе и в Институте лингвистических исследований РАН.