Елена Валентиновна Какорина

кандидат филологических наук
старший научный сотрудник
Профиль в РИНЦ
kakoryandex.ru

Родилась 19.03.1961 в г. Калининграде Московской обл. Отец, Валентин Иванович Какорин (1930 – 1992) – рабочий, мать, Нина Григорьевна Какорина (1931 – 1995) – бухгалтер.

В 1979 – 1985 гг. училась на русском отделении филологического факультета МГУ, где слушала курсы профессоров М.В. Панова, К.В. Горшковой, В.А. Белошапковой, Б.А. Успенского, была в семинарах у проф. Н.И. Толстого, М.В. Панова, Н.И. Либана, В.П. Аникина, а также Ю.М. Лотмана в Тартуском университете. Принимала активное участие в диалектологических, фольклорных и этно-лингвистических экспедициях МГУ (в том числе совместно с Институтом славяноведения АН СССР) на Русский Север (на Пинегу), в Коми АССР (на Печору), Татарию (на Каму), Полесье (1980-1986 гг.). Окончила филологический факультет МГУ в 1985 году.

После окончания университета работала учителем русского языка и литературы в 293-й  школе г. Москвы, затем в ВИПК работников печати на кафедре русского языка и литературы.

В 1988 г. поступила в аспирантуру ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН, в 1991 г. закончила аспирантуру. В мае 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени (Трансформация семантико-стилистической сочетаемости)» (научный руководитель – проф. Т.Г. Винокур).

С марта 1993 г. работает в Институте русского языка РАН, в настоящее время – в должности старшего научного сотрудника отдела современного русского языка.

Области научных интересов – современный русский язык, его лексикология и семантика, стилистика, культура речи, лексикография, язык СМИ и интернет-коммуникации, методика преподавания РКИ детям. Автор около 70 научных трудов, в числе которых разделы в коллективных монографиях отдела института и факультета журналистики МГУ, авторство в словаре, учебники по преподаванию РКИ/ РКН в школе и методике преподавания РКИ:

«Русский язык конца ХХ столетия» (1985 — 1995), «Язык массовой и межличностной коммуникации» (2007), «Современный русский язык: система – норма – узус» (2010), «Толковый словарь русской разговорной речи» (вып. 1, А – И, 2014, вып. 2, К – О, 2017, один из авторов-составителей),  «Русский язык: от ступени к ступени. Учебное пособие сопроводительный курс к дисциплине «Русский язык» для начальной школы» (2001, 2004, 2012–2014), «Говорю и пишу по-русски: учебное пособие для детей 8–12 лет» (2013), «Методика преподавания русского языка как неродного / иностранного. Лексика и Грамматика. Работа с текстом: методическое пособие» (2016), «Программа по русскому языку как иностранному для детей 8 -12 лет, не владеющих или слабо владеющих русским языком» (В соавторстве с Т.В. Савченко, 2001) и др.

На протяжении 2001–2015 гг. преподавала на кафедре ЮНЕСКО МИОО теорию и методику преподавания РКИ в школе.

В 2010–2015 гг. проводила для учителей-словесников дистантный курс лекций в Педагогическом университете "1 сентября" по программе «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному в школе».

В 2014 году награждена грамотой Российской Академии Наук.

 

Публикации

Монографии и сборники статей

Интернет через зеркало метафоры // Tošović, Branko, Wonisch, Arno (Hg./ред./ur.). Interaktion von Internet und Stilistik, Internet und Stil. Graz: Institut für Slawistik der Karl-Franzens-Universität Graz – Kommission für Stilistic beim Internationalen Slawistenkomitee. 2016. 304 S., pp. 65–87.

Портрет «простого» пользователя  Сети: речевое поведение, коммуникативные установки, стилистические ресурсы языка, характер используемых текстов,  типы образных номинаций (на материале  жанра комментария)// РУССКИЙ ЯЗЫК СЕГОДНЯ. Вып. 5. ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. – М., 2012, с.178-193. 

Портрет «простого» интернет-пользователя в лингвопрагматическом, языковом и стилистическом аспекте (на материале жанра комментария) // Стилистика завтрашнего дня. Сб-к статей к 80-летию профессора Григория Яковлевича Солганика. М., : Изд-во Моск.ун-та, 2012, с. 64-87.

Проблемы изучения неофициальных городских номинаций и их словарного представления // Русский язык и проблемы современного образования: сб. научных статей. – Вып.3/сост. и отв. ред. Р.В. Попов, Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012, с.13—24.

Вариативность оценочных номинаций в интернет-коммуникации (на примере жанра комментария пользователей) // Вариативность в языке и коммуникации. М., 2012.

Язык интернет-коммуникации // Современный русский язык: Система – норма – узус / М.Я. Гловинская, Е.И. Голанова, О.П. Ермакова, Е.А. Земская, Е.В. Какорина, Л.П. Крысин, С.М. Кузьмина, Р.И. Розина, В.З. Санников/  Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН/  ISBN 978-5-9551-0424-9, 480 с. – М.: Языки славянских культур, 2010, с. 273-340.

Русский язык в текстах mass-media  90-х годов ХХ столетия // Sprachwandel in der Slavia. Slavische  Sprachen an der  Schwelle des 21.Jahrhunderts, Bd. 4, 2002, p. 247-261.

Метафоры интернета  // Współczesna komunikacja językowa. Najnowsze zmiany w leksyce i słowotwórstwie języków słowiańskich (Современная языковая коммуникация. Новейшие изменения в лексике и словообразовании славянских языков),Warszawa,  2008, с. 65-93.

Активные процессы в языке средств массовой         информации  // Современный русский язык: Активные процессы на рубеже ХХ-ХХI веков / Ин-т рус. яз. им.  В.В. Виноградова РАН – М., Языки славянской культуры, 2008, с.495-548.

СМИ и интернет-коммуникация (интернет-форум как новый коммуникативно-речевой жанр) // Современный русский язык: Активные процессы на рубеже ХХ-ХХI веков / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН – М., Языки славянской культуры, 2008, с.549-578.

Активные процессы в языке средств массовой         информации // Современный русский язык: Активные процессы на рубеже ХХ-ХХI веков /  М.Я. Гловинская, Е.И. Голанова, О.П. Ермакова, А.В. Занадворова, Е.А. Земская, Е.В. Какорина, Л.Л. Касаткин, Р.Ф. Касаткина, Л.П. Крысин, С.М. Кузьмина, Р.И. Розина /  Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН,  712 с.– М.: Языки славянских культур, 2008, С.495-548.

Язык Интернет-коммуникации // Язык массовой и межличностной коммуникации. Коллективная монография к 60-летию журналистского образования. Серия  Медиатекст / Факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. 576 с. – М.: Медиа-Мир, 2007,  с.393–478.

Сфера массовой коммуникации: отражение социальной дифференцированности языка в текстах СМИ //  Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация – Рос. академия наук. Инт-т русского языка им. В.В. Виноградова . – М., 2003, с.241 – 276.

Иноязычное слово в речевом узусе разных социальных групп (по данным социолингвистического опроса) // Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация – Рос. академия наук. Инт-т русского языка им. В.В. Виноградова . – М., 2003, с. 455–480.

Иноязычное слово в узусе 90-х годов (социолингвистическое исследование) // Русский язык сегодня, М., Азбуковник,  2000, с.137-155.

Стилистические заметки о современном политическом дискурсе // Облик слова. Сб. статей. РАН. Ин-т рус.яз., М., 1997, с.226-242.

Стилистические изменения в языке газеты // Русский  язык. Najnowsze dzieje jezykow slowianskich, Opole, 1997, с.61–81.

Новизна и стандарт в языке современной газеты (особенности использования стереотипов) // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур, М., 1996, с. 169–180.

Трансформация лексической семантики и сочетаемости // Русский язык конца ХХ столетия, М., 1996, с. 67-89.

Стилистический облик оппозиционной прессы // Русский язык конца ХХ столетия, М., 1996, с. 409-426.

 

Словари

Толковый словарь русской разговорной речи. Авторы-составители: М.Я. Гловинская, Е.И. Голанова, О.П. Ермакова, А.В. Занадворова, Е.В. Какорина, Л.П. Крысин,  И.В. Нечаева, Е.А. Никишина, А.Р. Пестова, Н.Н. Розанова, Р.И. Розина, О.А. Шарыкина /  Отв. ред. Л.П. Крысин. Вып. 2. К – О. М., «Языки славянской культуры», 2017. 864 с.

Толковый словарь русской разговорной речи. Авторы-составители: М.Я. Гловинская, Е.И. Голанова, О.П. Ермакова, А.В. Занадворова, Е.В. Какорина, М.В. Китайгородская,  Л.П. Крысин, С.М. Кузьмина, И.В. Нечаева, А.Р. Пестова, Н.Н. Розанова, Р.И. Розина /  Отв. ред. Л.П. Крысин. Вып. 1. А – И. М., «Языки славянской культуры», 2014. 776 с.

Толковый словарь разговорной русской речи. Проспект/ М.Я. Гловинская, Е.И. Голанова, О.П. Ермакова, А. В.Занадворова, Е.В. Какорина, М.В. Китайгородская, Л.П. Крысин, С.М. Кузьмина, Н.Н. Розанова, Р.И. Розина /Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН. – М., 2010, с.42-51, 346 с.

 

Книги для школьников

Русский язык: от ступени к ступени (УМК). Учебные пособия сопроводительные курсы к дисциплине «Русский язык» для начальной школы/  Какорина Е.В., Костылёва Л.В., Савченко Т.В., Синева О.В. М.: ГАОУ ВПО МИОО –  Этносфера,  2010, 2012–2014 изд. 2-е, переработанное и дополненное.

Говорю и пишу по-русски: В 3 ч. Ч.1. От буквы к слову / Е.В. Какорина, Л.В. Костылёва: Учебное пособие для детей 8–12 лет. От элементарного уровня к базовому / Е.В. Какорина, Л.В. Костылёва, Т.В. Савченко. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008., 2013 – 272 с.

Говорю и пишу по-русски: В 3 ч. Ч.1, 2. От  слова к тексту/ Е.В. Какорина, Л.В. Костылёва: Учебное пособие для детей 8–12 лет. От элементарного уровня к базовому / Е.В. Какорина, Л.В. Костылёва, Т.В. Савченко. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», MULTILINGUAL Yabanci Dil Yaymlari,  Istanbul, 2010. – 136 с.

Говорю и пишу по-русски: В 3 ч. Ч.2. От  слова к тексту/ Е.В. Какорина, Л.В. Костылёва: Учебное пособие для детей 8–12 лет. От элементарного уровня к базовому / Е.В. Какорина, Л.В. Костылёва, Т.В. Савченко. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008, 2013. – 136 с.

Язык средств массовой коммуникации // Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. М.: Аванта+, 2001, с.490.

 

Учебные и научно-методические труды

Использование метапредметных связей при обучении русскому языку как неродному/ иностранному: методическое пособие /  Н.С. Брусиловская, Е.В. Какорина, Т.В. Савченко;  Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Кафедра филологического образования. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 156 с.

Методика преподавания русского языка как неродного / иностранного. Лексика и Грамматика. Работа с текстом: методическое пособие / Е.В. Какорина; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Кафедра филологического образования. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. – 208 с.

Методика преподавания русского языка как неродного / иностранного: методическое пособие. Ч, 1, 2 / Е.В. Какорина; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».  – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016, 88 с.

Русский язык: от ступени к ступени.  Методические рекомендации к комплекту учебных пособий; книга для учителя / Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. – М., ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера, 2015, 280 с.

Говорю и пишу по-русски: методические рекомендации к учебному пособию: книга для учителя / Е.В. Какорина, Л.В. Костылева, Т.В. Савченко. – 2-е изд., М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, 168 с.

Использование текста-модели на уроке русского языка для детей-мигрантов // Обучение русскому языку детей мигрантов. Статьи и методические материалы / Отв. редактор О.В. Горских – Томск: ОГБУ «Региональный центр развития образования», 2012,  с.47-61 (в соавторстве с Савченко Т.В.).

Текст как инструмент обучения в преподавании РКИ (и РКН) в школе// Обучение русскому языку детей мигрантов. Статьи и методические материалы / Отв. редактор О.В. Горских – Томск: ОГБУ «Региональный центр развития образования», 2012,  с.75-93.

Теория и методика обучения русскому языку как иностранному в школе»: лекции 5-8. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2011. – 108 с.

Теория и методика обучения русскому языку как иностранному в школе»: лекции 1-4. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2011. – 120 с.

Программа по русскому языку как иностранному для детей 8-12 лет, не владеющих или слабо владеющих русским языком // Этнокультурное (национальное) образование в Москве. Вып.8, Изд-во МИПКРО, М., 2001, с.39-78 ( в соавторстве с Т.В. Савченко).


Научные интересы

стилистика, язык СМИ, интернет-коммуникация, лексикология, лексикография, семантика, методика преподавания РКИ /РКН