Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»

(Руководитель — д.ф.н.  Н. А. Фатеева)

[Текущие заседания]

10 февраля 2015 года с докладом «Типология дискурсов активного воздействия: поэтический авангард, реклама и PR выступила кандидат филологических наук научный сотрудник ИЯз РАН О. В. Соколова.




Центральной темой доклада стало выявление типологического сходства и специфических форм междискурсивного взаимодействия авангардного поэтического, рекламного и PR-дискурсов. Акцентировав понятия коммуникативного действия и перформативного потенциала сообщения, которые являются характерными для авангардного, рекламного и PR-дискурсов, докладчица ввела понятие «дискурсы активного воздействия». Это дискурсы, для которых центрообразующим оказывается прагматический компонент, т.е. воздействие на реципиента с целью оказания иллокутивного или перлокутивного эффекта. В докладе подчеркивалось, что, в отличие, например, от военного или дидактического дискурсов, использующих директивно-императивные речевые практики, приемы деперсонификации и «пассивизации», в авангарде, рекламе и PR отмечается другая коммуникативная стратегия и формы ее реализации. Манипулятивная функция в данных дискурсах неразрывно связана с тенденцией к деавтоматизации сознания адресата, т.е. изменением рецептивного восприятия на креативное или продуктивное. При этом О. В. Соколова отметила различие: если в авангарде нарушение линейности текста и автоматизма восприятия, т.е. инициирование интеракции, является коммуникативной целью, то реклама и PR вслед за нарушением существующих когнитивных моделей стремятся к стабилизации сознания адресата, моделируя новые стереотипы.
Другим значимым понятием, необходимым для сопоставления обозначенных дискурсов, стало «междискурсивное взаимодействие», под которым в докладе понимался процесс взаимовлияния дискурсов, определяемый типологическим сходством, параллельным развитием и апроприацией отдельных дискурсивных элементов, интерференцией как формой влияния одного дискурса на другой, контаминацией как слиянием дискурсов на определенном этапе и обратным воздействием со стороны дискурсов в новой социокультурной ситуации. Также в докладе была предложена типология взаимодействия этих дискурсов, связанная с изменением культурной и социополитической ситуации на протяжении всего ХХ в. О. В. Соколова выделила три периода взаимодействия этих дискурсов в России: 1) конец XIX – начало 1920-х гг., 2) начало 1920-х - 1930-е гг. и 3) II половина ХХ в. – 2010-е гг. Для анализа были привлечены тексты поэтические тексты футуристов 1910-х гг. (В. Маяковского, А. Крученых, Е. Гуро, Н. Асеева), тексты 1920-е гг., опубликованные в журнале «Леф» и произведения авангардистов II половины ХХ – начала ХХI вв. (Г. Айги, В. Кривулина, Д. Кузьмина, М. Франка), а также рекламные и PR-тексты.
Завершая доклад, О. В. Соколова представила и подарила участникам семинара свою книгу с одноименным названием («Типология дискурсов активного воздействия: поэтический авангард, реклама и PR». Москва, 2014), в которой более развернуто изложены тезисы, высказанные во время доклада.