Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»

(Руководитель — д.ф.н.  Н. А. Фатеева)

[Текущие заседания]

29 сентября 2015 года с докладом «Просодия авторского и актерского чтения поэзии: И. Бродский и М. Козаков» выступила доктор филологических наук Т. Я. Янко.










В ее докладе сделана попытка применить лингвистические методы, которые разработаны для исследования предложения как объекта языкознания, к анализу звучащего стихотворения как объекта анализа поэтического текста. Метод основан на анализе членения поэтического текста чтецом путем инструментального анализа просодических параметров этого текста. При анализе предложения для реконструкции его иллокутивной силы используется метод регистрации эмпирически наблюдаемых изменений частоты тона голоса говорящего. Этот метод опирается на положение о том, что в звучащей речи просодия служит основным средством выражения коммуникативной структуры высказывания как речевого акта с определенной иллокутивной силой. Этот метод переносится на анализ дискурсивных целей говорящего, который озвучивает не предложение, а целое поэтическое произведение. Основная задача — анализ дискурсивных смыслов чтеца с использованием определенных стратегий передачи через анализ плана выражения звучащего текста. Рассмотрено три стихотворения И. Бродского в авторском исполнении и в чтении М. Козакова – «Ниоткуда с любовью», «Письма римскому другу» и «Сретенье», а также чтение Бродским произведений Пушкина и Пастернака. Инструментальный анализ выполнен средствами компьютерных системы анализа устной речи Praat и Speech Analyzer.
Чтение стихов Бродским, по мнению докладчицы, основано на отказе от использования просодических средств выражения обязательных (грамматических) значений, разработанных языком: Бродский не использует ни показателей тема-рематического членения, ни маркеров связного текста. Т. Е. Янко сравнила манеру чтения стихов Бродским с чтением их Михаила Козаковым, который, напротив, подчеркивает все просодии, маркирующие в языке коммуникативную структуру предложения и связного дискурса. В результате выясняется, что Бродский использует очень простую систему просодической организации звучащего текста. Это: 1) повышение частоты на каждом фонетическом слове; 2) повышение средней частоты внутри каждой минимальной единицы поэтического текста; 3) падение частот в финале каждой минимальной единицы; 4) повышение средней частоты от одной минимальной единицы к другой по мере продвижения к финалу всего текста.
Таким образом, докладчица пришла к выводу, что в рамках собственной исполнительской системы Бродский использует просодию как средство маркирования минимальной единицы поэтической речи. Границы такой единицы определяются автором и позволяют слушателю реконструировать авторскую стратегию членения текста. Минимальная единица в авторском мире Бродского имеет диффузную иллокутивную и жанрообразующую функцию. В качестве такой единицы может выступать целое поэтическое произведение или законченный с точки зрения поэтического замысла автора фрагмент такого произведения.